Государственное профессиональное образовательное учреждение
Коми республиканский агропромышленный техникум имени Н.В.Оплеснина
с. Выльгорт ул. Тимирязева, д. 36 8-(82130)-71-575 8-(82130)-71-079
Tif проект крапт
Tif проект крапт
Инициативы
Убедить сказать «Нет»
В последнее время приобретают популярность новые формы профилактической работы со старшеклассниками и студентами. Вот и Коми агропромышленный техникум имени Н.В. Оплеснина в течение последних трех лет смог реализовать сразу два проекта, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ (ПАВ) молодежью. О социально значимых инициативах «Нашей жизни» рассказала руководитель проекта «Бур туй» Людмила Гудырева.
Норвежцы – в помощь
- Организация, реализующая проект – это созданное при КРАПТе АНО поддержки социальных инициатив «Наставник», – поясняет Людмила Николаевна. – В 2019-2020 годах мы реализовали свой проект «Бур туй» («Счастливого пути»), влившись в другой международный проект коллег из Норвегии совместно с АНО «Коренные женщины РК». Наш проект нацелен на работу со студентками – девушками и молодыми женщинами. Сразу оговорюсь: мы не работаем с теми, кто уже в серьезной стадии зависимости. Наша же целевая аудитория – это обычная молодежь и группа риска (те, кто имеет генетические либо поведенческие предпосылки к алкоголю или наркотикам).
Говоря об актуальности выбранной темы для проекта, Людмила Гудырева приводит неутешительные цифры из статического отчета МВД по РК за 2020 год: каждое 10-е преступление в Коми совершается подростками в алкогольном опьянении, а первая его проба происходит в 12-16 лет.
Претворение в жизнь благой инициативы проходило совместно с Центром профилактики употребления ПАВ г. Санкт-Петербурга и Международной организацией VOКAD. В итоге при КРАПТе был создан психологический центр «Бур туй». Члены проектной группы освоили актуальные интерактивные практики с участием норвежских специалистов, реализовали технологию форум-театр, поставив спектакль с участием студентов-волонтеров в онлайн- и офлайн-режимах, разработали и провели увлекательные тренинги со студентами группы риска.
А как в Японии?
- Наши педагоги и я как руководитель проекта прошли обучение у норвежских специалистов в городе на Неве и здесь, в Сыктывкаре. Во время занятий открыли для себя массу нового и интересного, и в целом посмотрели на проблему иначе, – делится Людмила Николаевна. – Так, поначалу мы думали прилечь к своему проекту в качестве примера тех, кто уже оступился, а потом прошел курс реабилитации. Однако педагоги-иностранцы сразу дали другую установку: ни в коем случае таковых не брать. Здесь может быть обратный эффект. Для нас это было своего рода открытие. Взвесив все «за» и «против», мы согласились – все-таки у многих, прошедших через зависимость, другая психика и другие ориентиры в жизни. Они могут вложить ненужные постулаты в умы молодежи (мол, я тоже в любой момент смогу все исправить).
Проектная группа (педагоги), которая стала работать со студентами, помимо обучения разработала буклеты и методические материалы и перелопатила массу литературы. Кстати, подопечный самой Людмилы Гудыревой выбрал тему для своего исследования, связанную с употреблением ПАВ в Японии:
- Когда мы с ним окунулись в изучение этой темы, поняли: в стране восходящего солнца действуют как законодательные, так и негласные общественные нормы на запрет употребления наркозелья. Особенно жестко они действуют в отношении ВИП-персон, артистов и других публичных людей. Например, если кто-то из известных актеров будет замешан в такой истории, фильмы с его участием снимаются с проката без права восстановления либо эпизоды с его участием вырезают из киноленты. А еще он навсегда лишается доступа к СМИ, становится пожизненно немедийным.
Не отвергать, а направлять
Второе открытие, которое сделала проектная группа «Бур туй» благодаря опытным наставникам из Норвегии – это то, что ни в коем случае нельзя критиковать или отвергать точку зрения тех ребят, которые уже пробовали зелье. «Вначале мы не согласились с этой установкой. Но в последующем убедились: когда начинаешь говорить с молодыми людьми с позиции «Это неправильно», сразу видишь – человек закрывается, перестает воспринимать, не слушает. А как же тогда общаться? Постепенно, без нажима, по капельке, показать альтернативные пути: как можно было бы еще поступить в определенной ситуации, какой бы тогда был результат. Вода, как говорится, камень точит. Девушки и женщины должны придти к правильному выводу сами», – делится секретами Людмила Гудырева.
С этой же целью для молодежи проводятся увлекательные тренинги, например, «Четыре угла», каждый угол рассматривается как та или иная позиция. Студентам предлагались вопросы с четырьмя вариантами ответов (один из них – свободный, то есть свой вариант). Затем участникам нужно было встать в тот угол, который соответствует их точке зрения, и обосновать ее. Педагогам и другим специалистам интересно было наблюдать, как в процессе проигрывания ситуаций девушки переходили в другой угол, а, значит, меняли свое мнение.
«Зерно прорастет»
Например, проигрывалась ситуация, когда парень зовет девушку в компанию, где употребляют наркотики, и она идет туда, потому что он ей нравится. Увы, многие студентки встали на сторону девушки: мол, она боится потерять молодого человека. К счастью, были и более благоразумные ответы: «Ты мне дорог, но туда с тобой я не пойду», «Это неинтересно и может быть опасно», «Сегодня у меня есть другие дела». «Убедить и научить девушек сказать «Нет» в таких ситуациях – наша главная задача. Будем надеться, что зароненное нами доброе зерно прорастет и в будущем принесет свои плоды. Проигрывание разных ситуаций происходит на эмоциональном уровне. Так информация усваивается и запоминается быстрее», – уверена Людмила Гудырева.
Безусловно, волшебных результатов в одночасье ждать не стоит. Однако есть и примечательный пример. Педагоги и психолог вели индивидуальные беседы с одной из студенток, которая пробовала алкоголь и вела фривольный образ жизни. Спустя какое-то время появились изменения и в ее поведении и во внешнем виде – эта девушка стала аккуратно одеваться и причесываться, на занятиях вела себя собраннее. Что ж, внешнее, как известно, исходит из внутреннего…
Увы, при индивидуальных занятиях выяснялось: знакомые или родные некоторых девочек употребляли дурман или алкоголь. То есть они уже соприкоснулись в жизни с этой бедой, с ними была проведена отдельная работа как с группой риска.
Не артисты, но старались
Педагог-психолог техникума Екатерина Пигулина неутомимо работала с молодежью над установкой «Уметь говорить «Нет». Проводилось и множество тренингов на тему личностного роста, чтобы ребята лучше узнавали свои внутренние установки, подбирали себе интересные увлечения по душе. В этом нам помогла технология форум-театра. Театрализованную постановку «Темные небеса или Время жить» разработали педагоги Ирина Шоль и Дарья Тетерина. Сюжет спектакля включал в себя несколько историй молодых людей, очень разных, которые едут в поезде и рассказывают о своей судьбе проводнику. Все эти истории о негативном опыте употребления ПАВ.
Увы, реализацию идеи с театром (в ней участвовало даже два состава студентов техникума) пришлось частично перевести на платформу онлайн из-за объявленного весной 2020 года режима самоизоляции. Ребята прямо из дома записывали свои выступления на импровизированной сцене, все это фрагментами монтировалось (добавлялось) в интерактивный спектакль. «Наши ребята – не артисты, это будущие трактористы, повара, ветеринары… Да, не с первого раза удавалось передать образ (многие записали видео), но они репетировали и старались достичь намеченного результата ради общего дела. Согласитесь, это дорогого стоит», – резюмирует Людмила Николаевна.
После просмотра спектакля были организованы фронтальные занятия и обсуждение поступков героев с теми, кто в группе профилактики, и теми, кто в группе риска.
Опыт в квадрате
Претворив в жизнь одну благую задумку, (бравая) дружная команда из КРАПТа под руководством Людмилы Гудыревой написала и другой проект. Условно его можно назвать «Бур туй-2». Он нацелен на обучение педагогов из разных муниципалитетов республики методикам профилактики употребления ПАВ в своих образовательных организациях. Полезная инициатива одержала победу на конкурсе грантов Главы РК, получив финансовую поддержку.
В 2021-2022 годах проект также претворен в жизнь в онлайн-режиме. Учеба для педагогов проходила в течение шести дней, которые выдались насыщенными. Для этого был специально создан сайт с обширной базой материалов, куда вошли уже наработанные по этой теме практики КРАПТа (тренинги, форум-театр, работа с целевыми группами и отдельными студентами), полезные ссылки и другое.
Виртуальный формат, да еще со взрослой аудиторией, был не привычен педагогам техникума, но, несмотря на волнение, они справились с задачами. По четырем модулям обучили 154 человека из образовательных организаций республики методикам работы. «Однако цель проекта – не только обучение, но и разработка слушателями своих практических мероприятий (для школы, ССУЗа и вуза) с использованием наработанных в КРАПТе техник. Лучшие из лучших мы уже опубликовали на сайте (учреждения) проекта (их более 40), с ними может ознакомиться любой желающий. Выходит, по факту мы приумножаем наш опыт кратно числу участников обучения и помогаем коллегам из других образовательных организаций Коми», – говорит наша визави.
Подытоживая разговор о профилактике употребления алкоголя и дурмана в среде молодежи, Людмила Николаевна признается: она против отрицательных примеров. Но, как и везде, есть исключение. Речь о фильмах. Взять созданную в конце 80-х кинокартину «Трагедия в стиле рок», где парень, у которого был достаток, увлечения и любимая девушка, из-за наркотиков потерял все, а в финале – жизнь. И кто знает, может, просмотр таких фильмов, тоже поможет кому-то определиться с ответом на важный вопрос: да или нет?
Пятница
29 Марта 2024
--:--
Просмотры: 9662545
Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации